КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ СОТОВЫЙ ТЕЛЕФОН? ЧТО ДЕЛАТЬ И КАК ПОСТУПАТЬ? НА ЧТО ПОКУПАТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО?


текст
версия для печати

 

В наш стремительный век информационных технологий никого не удивишь наличием сотового телефона, без которого многие из нас уже не представляют своей жизни. По популярности сотовые телефоны, ставшие привычным повседневным средством общения, могут сравниться разве что с Интернетом.

 Современные сотовые телефоны - довольно сложные устройства, которые помимо своего прямого предназначения выполняют еще массу других функций. Но, зачастую, радость от дорогой покупки длится недолго, так как приобретенный сотовый телефон не соответствует заявленному качеству.

В ходе анализа устных и письменных обращений граждан, поступивших в отдел по защите прав потребителей Администрации города, установлено, что наиболее часто граждане обращаются с жалобами на ненадлежащее качество приобретаемых сотовых телефонов, на незаконное ограничение прав потребителей, предусмотренных статьей 18 Закона РФ "О защите прав потребителей".

Что делать и как поступать в таком случае? На что покупатель имеет право? На что необходимо обратить внимания, приобретая сотовый телефон?

 

I. ПРЕЖДЕ ЧЕМ КУПИТЬ ТОВАР

 

Прежде чем купить товар, узнайте, у кого Вы его покупаете. В соответствии со ст.9 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее по тексту Закон) продавцы (торговые организации) обязаны иметь вывеску с указанием фирменного наименования, сведений о режиме работы и юридического адреса. Эти требования обязательны при аренде площадей в других организациях, торговых центрах и при  торговле на ярмарках, с лотков, автомашин и в других случаях продажи товаров вне постоянного места нахождения продавца (торговой организации).

Если нет вывески, выясните у работников этой торговой точки необходимую информацию, из которой Вы можете узнать наименование организации, юридический адрес продавца, сведения об индивидуальном предпринимателе и другие необходимые данные.

Если Вам не предоставляют информацию, в такой торговой точке товар лучше не покупать, так как Вы рискуете при возникновении необходимости не найти продавца или не доказать, что именно у него купили товар.

Чтобы сделать правильный выбор, определите, подходит ли товар для Ваших целей. Для этого сначала изучите ценник, на котором должна быть указана цена, наименование товара, его марка, модель. Ценник должен быть подписан материально ответственным лицом или иметь печать организации. На нем должна быть указана дата оформления ценника. Далее изучите информацию, прилагаемую к товару. Она должна быть на русском языке и обязательно должна содержать:

 

  • наименование товара;

 

  • наименование и место нахождения изготовителя товара;

 

  • место нахождения организации, производящей ремонт и техническое обслуживание товара, если такая организация есть;

 

  • обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;

 

  • сведения об основных потребительских свойствах товара;

 

  • правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

 

  • гарантийный срок, если он установлен;

 

  • цену и условия приобретения товара.

 

Кроме того, продавец обязан по Вашей просьбе предоставить необходимую и достоверную информацию, обеспечивающую возможность компетентного выбора. Задайте продавцу интересующие Вас вопросы. Узнайте, выполняет ли изделие нужные Вам функции. Например, голосовые функции, органайзер (календарь, часы, сигнал, калькулятор, таймер, секундомер и др.) и т.п. Выясните, имеются ли в Вашем товаре ненужные Вам функции, и решите, стоит ли за них переплачивать и не лучше ли подыскать аналогичный товар без лишних для Вас функций.

 

II.  КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОКУПКЕ ТОВАРА

 

Приобретая товар, потребуйте, чтобы продавец в Вашем присутствии проверил работоспособность товара - функции настройки телефона: функции вызова, ввода текста, установление звука и громкости, запись вызовов и т.д., комплектность изделия, наличие паспорта, гарантийных талонов, инструкцию о правилах пользования (все документы должны быть на русском языке), правильность цены. Потребуйте, чтобы продавец ознакомил Вас с устройством и действием товара.

Обратите внимание, чтобы в паспорте изделия были указаны наименование и адрес завода-изготовителя. Проследите, чтобы работник магазина в паспорте изделия  или гарантийном талоне указал дату продажи и поставил штамп с указанием собственника предприятия (организации или фамилии индивидуального предпринимателя). Вместе с товаром потребуйте у продавца кассовый чек, или иной документ, подтверждающий факт покупки.

Отсутствие в паспорте изделия отметки о дате продажи, товарного и кассового чека хоть и не является, согласно п.5ст.18 Закона, основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя, их наличие, в случае необходимости, значительно облегчит доказывание, где и когда Вы купили этот товар. К тому же, без отметки о дате продажи в паспорте, гарантийном талоне, а равно при утере товарного и кассового чеков, гарантийный срок исчисляется не с даты продажи, а с момента изготовления товара.

Если продавец отказался поставить отметку о дате продажи в паспорте изделия или документе его заменяющем, выдать кассовый чек или предъявить инструкцию по эксплуатации, то лучше воздержаться от покупки.

Если Вы купили товар надлежащего качества, но он не подошел Вам по форме, габариту, размеру, расцветке и комплектации, то Вы не сможете его обменять на необходимый Вам товар, поскольку он входит в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену (согласно постановлению Правительства  от 19.01.1998г. №55).

 

НА ЗАМЕТКУ

Запрещается обуславливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных. Продавец так же не вправе без согласия потребителя предоставить дополнительные услуги за плату (например, подключение к оператору связи). Потребитель вправе потребовать от продавца возврата сумм, уплаченный за предоставление без его согласия  дополнительных услуг.

 

•III.          ВАШИ ПРАВА ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ НЕДОСТАТКОВ В ТОВАРЕ

 

Практически все магазины сотовой связи, стоит лишь покупателю обратиться с жалобой на качество приобретенного телефона, отправляют его в сервисные центры для ремонта аппарата. Изначально продавцами нарушаются права потребителей на выбор вида требований из числа предусмотренных законом. Во-первых, на основании п.п.2 и 3 ст. 503 ГК РФ, а также п.1 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель (в данном случае - покупатель), которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать:

 

  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • замены на товар этой же марки (модели, артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • расторжение договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы.


       Во-вторых, самой частой причиной отказа в возврате денег служит утверждение продавца о том, что мобильные телефонные аппараты относятся к «технически сложным товарам». И поэтому для их замены или возврата денег необходимо установить наличие существенного недостатка. Под этим термином понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения и т.п.

Однако к мобильным телефонам это никакого отношения не имеет, поскольку они не входят в «Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков». Данный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 13.05.1997 N 575.

Исходя из изложенного, мобильный телефон - это обычный товар и поэтому урегулирование претензий покупателей осуществляется предпринимателем на общих основаниях. Потребитель сам выбирает, что для него предпочтительнее - заменить, отремонтировать или получить деньги.

 

 

Перечень требований

Срок выполнения

Безвозмездно устранить недостатки

Незамедлительно или в срок, определенный соглашением сторон в письменной форме, но не более 45 дней.

Возместить расходы на устранение недостатков

10 дней

Соразмерно уменьшить покупную цену

10 дней

Заменить товар

7 дней, но при необходимости проверки качества - 20 дней, а если на момент предъявления требования нет такого товара - 1 месяц

Расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы

10 дней

Возместить убытки, причиненные потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества

10 дней

Безвозмездно предоставить на время ремонта (замены) товара длительного пользования, обладающего этими же основными потребительскими свойствами

3 дня по требованию потребителя

 

Перечисленные требования по поводу недостатков в изделии можно предъявить не только в случае обнаружения их в течение гарантийного срока, но и после его окончания, но в пределах двух лет (ст.19 Закона). Разница только в том, что в случае обнаружения недостатка в течение гарантийного срока, потребитель не должен ничего доказывать по поводу причин возникновения недостатков, а продавец, если не согласен с Вашими требованиями, обязан доказать, что недостатки возникли после передачи Вам изделия. Если он не докажет Вашу вину, то обязан выполнить Ваши требования.

А если гарантийный срок на изделие не установлен или недостаток проявился в нем после окончания гарантии, но в пределах 2-х лет, доказать, что недостаток возник до передачи изделия потребителю, обязан потребитель.

 

К СВЕДЕНИЮ

При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

 

IV.  ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ НЕДОСТАТКА В ТОВАРЕ

 

Во-первых, на имя продавца (юридического лица  или предпринимателя) необходимо написать претензию. В ней нужно подробно перечислить обнаруженные недостатки, изложить свои требования и указать срок ответа на претензию. Составляете ее обязательно в двух экземплярах: один отдаете продавцу, другой - с отметкой о приеме (принял такой-то продавец, дата, подпись, штамп организации) - оставляете у себя. К заявлению прилагаете копии платежных документов (чек, кредитный договор), гарантийных обязательств и т.д. Подлинники документов должны храниться у Вас.

Может быть и так, что в магазине Вашу претензию не захотят принимать. Тогда Вы  имеете право пригласить не менее двух свидетелей и в их присутствии оставить заявление в магазине. Если дело дойдет до суда, свидетели подтвердят факт и дату Вашего обращения. Можно отправить заявление по почте заказным письмом с описью вложения с уведомлением о вручении.

Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества. Если продавец требует проверки качества, не передавайте изделие в его распоряжение предварительно, а условьтесь предоставить его в назначенное время проверки. Обязательно участвуйте в проверке. В случае, если Вы не сможете присутствовать при проверке, передачу товара оформите по акту. В акте очень подробно должно быть отмечено: наличие пломб (если они имеются), заводской номер изделия, наименование типа и модели изделия, наличие или отсутствие механических повреждений и др. важные на ваш взгляд моменты. В акте  должен стоять штамп торговой организации (ИП), должность, ФИО, принявшего изделие, дата составления акта.

При разногласии о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. В случае признания экспертизой, что недостатки в товаре возникли по Вашей вине или по другим причинам, за которые не отвечает продавец (изготовитель), Вы обязаны возместить расходы по проведению экспертизы, хранению и транспортировке товара. Вы вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

 

 

В случае отказа в добровольном  удовлетворении Вашего законного требования или неполучении ответа, Вы вправе обратиться с иском в суд по Вашему месту жительства, месту нахождения (регистрации) ответчика или месту заключения договора, где потребуете обязать ответчика удовлетворить Ваши законные требования, компенсировать причиненный Вам  моральный и материальный вред и взыскать с него  штраф в федеральный бюджет в размере 50%  суммы, присужденной судом в Вашу пользу за несоблюдение  добровольного порядка удовлетворения  Ваших требований (ст.ст.13,15,17 Закона РФ «О защите прав потребителей).

 

Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины.