Бюджетное послание 2010


текст
посмотреть файл
версия для печати

 

Уважаемые депутаты!

Уважаемые новокузнечане!

 

Заканчивается    2009  год,  который  прожит нами   в условиях  непростой социально-экономической ситуации,  напрямую  связанной с  влиянием  мирового  финансового  кризиса.  

Сегодня, в рамках бюджетного послания,  мы  подводим предварительные итоги текущего бюджетного года и рассматриваем  проект трехлетнего бюджета на 2010-2012г.г.

          Оценивая предварительные итоги социально-экономического развития города Новокузнецка за текущий год, следует сказать, что в  силу сложившейся структуры промышленного производства,  экономика нашего города оказалась наиболее зависимой от влияния  кризисных явлений.

В  начале текущего года спад производства по основным  отраслям промышленности    города перешагнул   50-процентный порог.

На фоне  резкого падения спроса на  продукцию металлургов   и  последовавшим  за этим  снижением   (на треть и более)  уровня  цен, а также общей  нестабильности, коснувшейся практически всех отраслей  экономики, закономерным стало ухудшение основных показателей деятельности промышленного производства. 

За 10 прошедших месяцев текущего года отмечено значительное  снижение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг  по основным видам  экономической деятельности   по сравнению с  тем же периодом 2008 года. 

Так, по  добыче полезных ископаемых объем производства упал на 42%, предприятия обрабатывающего комплекса снизили объем выпуска продукции на 48%,  а предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - на 27 %.

Индекс промышленного производства по сравнению с тем же периодом прошлого года  за  три  прошедших квартала   снизился на  23%.

Сохраняются  проблемы   в строительстве. За прошедший период  объем работ  в этой отрасли  по сравнению с 10-тью месяцами прошлого года  уменьшился  на 44%.

Снижение темпов строительства  стало причиной  существенного спада производства железобетонных конструкций - только 66% к уровню прошлого года, а производство кирпича составляет  четверть  объемов  2008 года.

По итогам 9 месяцев 2009 года в развитие крупных и средних промышленных предприятий города  направлено более  2,5 млрд. рублей инвестиций,  но по сравнению с тем же периодом 2008 года  этот объем составляет только  43%.

Кризисные явления  и ценовая  составляющая  оказали негативное влияние на финансовые результаты деятельности городских предприятий. Впервые за последние 10 лет, в начале года были зафиксированы  убытки от производственной деятельности в сумме 4,5 млрд. рублей, а доля убыточных предприятий выросла с 28%  до 45%.

 

Вы видите, что начало года для промышленности города  было наиболее сложным и итоги развития города за 9 месяцев  заметно снизились по сравнению с 2008 годом.

Однако со второй половины 2009 года по некоторым позициям развития городской экономики начали наблюдаться положительные тенденции, результат которых  пока   не оказал  значительного влияния на общие показатели, но  помогает сохранить экономику города.

Начиная с июля месяца, зафиксирован  постепенный  рост объемов  выпуска чугуна, стали и проката. Практически  достигнут  уровень   прошлого года по объемам добычи угля.

Благодаря  оживлению на мировом рынке  металлов, во второй половине года стало возможным восстановление деятельности ранее законсервированных  объектов металлургических предприятий города. На  ОАО «ЗСМК»  осуществлен  запуск конвертера и нагревательной печи, с ноября  на «Новокузнецком  алюминиевом заводе»  начаты подготовительные работы по  запуску    первой   промплощадки.

С целью сохранения  позиции основного производителя рельсов в России и  повышения качества продукции, на «Новокузнецком металлургическом комбинате» началась реконструкция  рельсобалочного цеха, в результате  которой появится  возможность  выпуска 100 метровых рельсов.         

В сентябре в Заводском районе введена в эксплуатацию центральная обогатительная фабрика  «Щедрухинская».  Применяемая на фабрике технология позволяет обогащать несколько видов  углей  энергетических и коксующихся марок, в то время  как большинство производств  обогащают только один вид угля. Кроме того, новая технология позволяет свести к минимуму потери высококачественного и дорогостоящего коксового концентрата.  С момента открытия фабрики создано 76 новых рабочих мест. После выхода предприятия на проектную мощность  количество новых рабочих мест  увеличится до 350.

С октября текущего года осуществляется поэтапный запуск нового известкового  производства на «Абагурской обогатительной фабрике»,  что  кроме увеличения выпуска продукции позволит трудоустроить  не менее 100 человек.  

Таким образом, после неудачного начала года,  финансово-экономическое положение предприятий со второго полугодия  стало постепенно улучшаться.

Это  подтверждается  положительным    значением   сводного финансового  результата    деятельности  городских    предприятий     (прибыль - убытки),    который   по    итогам  10 месяцев    зафиксирован  в  сумме  400  млн. руб. прибыли.

Общая экономическая нестабильность, выразившаяся в спаде производства,  отсутствии оборотных средств,  срыве  договоренностей по поставкам продукции,  росте  кредиторской и дебиторской задолженности,  заставили руководство предприятий  искать возможности снижения затрат,  в том числе и  путем  снижения уровня оплаты труда. 

          С начала года наблюдается тенденция снижения темпов роста среднемесячной заработной платы по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года со  103% в январе 2009г. до 97% в сентябре 2009г.

  В целом,  за 10 месяцев текущего года номинальная начисленная заработная плата составила 17557  рублей  и уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2008 года на  1,1  %.

  Среднемесячная заработная плата работников в крупных и средних организациях в октябре  2009г. составила 18383 рубля,  а уровень  реальной заработной  платы  октября текущего года относительно октября  2008г. снизился на  7 %.

  Соотношение средней заработной  платы и прожиточного минимума  за прошедший период 2009 года составит 4,3 раза  против  4 раз   в сравнении с тем же периодом 2008 года.

  На фоне снижения реальных располагаемых денежных доходов с начала года падает покупательский спрос населения, просматривается изменение  потребительских предпочтений в сторону покупок более  дешевых товаров и, как следствие, сокращается оборот  розничной торговли.

           За 10 месяцев текущего года розничный товарооборот составил 53,4 млрд. рублей, что в товарной массе на 23% меньше уровня прошлого года. На 43% сократился оборот общественного питания.

   На протяжении всего года в городе наблюдается напряженная  ситуация на рынке труда.

          В службу занятости в поисках работы обратилось более  19 тысяч человек, из которых 13 тысяч человек так или иначе были трудоустроены, 9563 человека   по состоянию на 30 ноября  являются безработными.

  По сравнению с началом текущего года численность официально зарегистрированных безработных граждан увеличилась  в 2,8  раза   (на 01.01.2009г. - 3441 человек), а уровень зарегистрированной безработицы с 1% до 2,7 % трудоспособного населения города, хотя и  не достигает среднего значения по области (3,3%).

  Еще одной негативной  приметой кризиса стали  начавшиеся с декабря 2008 года задержки  сроков выплаты заработной платы.

По  данным  отдела  статистики по состоянию на 1 января  2009 года задолженность по заработной плате  составляла 30,5 млн. рублей  по 9-ти предприятиям. Основная сумма долга  приходилась  на организации строительной отрасли (28 млн. руб.).  

На сегодняшний день  задолженность по заработной плате  существенно снижена и официально зарегистрирована в отношении 2 строительных организаций (4,2 млн. руб.), которые в течение всего года так и не смогли погасить долги перед  своими сотрудниками.

Речь идет о Новокузнецком филиале ОАО «Запсибэлектромонтаж», где сохранилась задолженность по зарплате в размере 700 тыс. рублей  в отношении 84 человек и о ЗАО «Новокузнецкремстрой-Н», где долг по заплате  составляет  3,3 млн. руб. в отношении 181 человека.

Следует отметить, что в течение  всего года сложная обстановка с выплатой заработной платы  наблюдается  на ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод», где трудятся 900 человек. Практически  сразу, с момента своего создания, это  новое предприятие  попало в зависимость от кризисных явлений. Из-за отсутствия   отлаженной схемы  сбыта  вагонов и  нехватки оборотных средств,  заработная  плата  работникам   этого предприятия ежемесячно  выплачивается  с  опозданием.

 В целях стабилизации рынка труда администрация города и Совет народных депутатов принимали активное  участие в реализации различных программ  занятости населения.

В течение  последних 2-х месяцев наблюдаются  положительные тенденции на рынке труда и некоторое снижение числа безработных.

На наш взгляд  это является результатом целого комплекса мер, принятых для содействия в трудоустройстве безработных, среди которых отмечу наиболее  эффективные:

- В рамках организации общественных работ по итогам  2009 года создано  13  тысяч рабочих мест, фактически приступили к работе 10,6 тысяч  человек;

-Для 3 тысяч человек, находящихся под риском увольнения было организовано  опережающее обучение  по новым, востребованным на рынке труда  специальностям;

-Для 555 выпускников учебных заведений  было организовано прохождение стажировки;

          - В текущем году, чаще, чем обычно, проводились ярмарки вакансий.  В целях содействия трудоустройству уже проведено 104  таких ярмарок. Наиболее масштабная  ярмарка  вакансий была проведена в  сентябре 2009 года. В ней приняли участие 126 работодателей, которые предоставили населению на выбор около 7 тысяч вакансий. Возможностью решить вопрос с трудоустройством  во время этой ярмарки воспользовались 12,5 тысяч  горожан  и жителей юга Кузбасса.

            Следует отметить, что, несмотря на объективные трудности, в течение года на предприятиях  и организациях города   было дополнительно создано 1500  новых  рабочих мест.  Наиболее активно этот процесс проходил в сфере оптовой и розничной торговли,  в обрабатывающих производствах и в жилищно-коммунальном хозяйстве.

С целью сохранения  стабильности социально-экономического развития города в условиях  кризисных явлений  была утверждена муниципальная антикризисная  программа на 2009 год, в которую вошли мероприятия по  следующим основным направлениям работы:

 - это содействие  занятости  населения  и защита трудовых  прав  трудящихся;

-исполнение  в полном объеме муниципальных мер социальной поддержки населения;

-сохранение и создание новых рабочих мест, включая временные и общественные работы;

-поддержка реального сектора экономики, малого и среднего  предпринимательства.

Для принятия оперативных мер реагирования на складывающуюся  социально-экономическую ситуацию и сохранения  достигнутого уровня жизни населения  в конце  2008 года  начал работу «городской штаб по финансовому мониторингу», основными вопросами  деятельности которого  стали:

-контроль за соблюдением трудовых прав работающих;

-предметная работа  с предприятиями в случае установления фактов задержки выплаты заработной платы;

 -недопущение роста задолженности предприятий города в бюджеты всех уровней.

   В результате работы  штаба в бюджеты всех уровней поступило 104 млн. рублей налоговых платежей и  90 млн. руб. было направлено предприятиями на погашение  текущей задолженности по заработной плате.

  Для снятия социальной напряженности была организована работа «горячей линии» по вопросам соблюдения требований трудового законодательства. В течение года  355 человек  обратились  в администрацию города для  оказания помощи в разрешении конфликтных ситуаций.

 С конца 2008 года  в городе были созданы так называемые «мобильные группы», перед которыми ставилась задача оперативно, с выездом непосредственно на предприятие, рассматривать жалобы населения по фактам нарушения трудового законодательства,  а также контролировать соблюдение  договоренности о выплате 2/3 средней заработной платы при переводе работников на режим неполного рабочего  времени. С начала работы «мобильных групп»  выездные проверки проведены в   отношении 59-ти   работодателей.

Для сохранения стабильности, доверия коллективов крупнейших городских предприятий, совместно с областной администрацией были найдены пути   минимизации последствий  в условиях резкого спада производства.

В октябре 2008 года был собран внеочередной социально-производственный совет ООО «Евразхолдинг», в результате работы которого было достигнуто принципиальное на тот момент соглашение, определяющее ответственность собственника перед своими коллективами.

В тех условиях заключение соглашения о мерах, которые гарантировали выплату 2\3 заработка в случае вынужденного простоя, сохранения премиального фонда,  оказание помощи работникам, имеющим кредиты,  позволило сохранить социально-экономическую стабильность в организациях сибирской площадки Евраза.

Во втором полугодии текущего года в Центр занятости населения поступили уведомления о предстоящем сокращении  еще 2 тысяч человек, занятых на предприятиях ООО «Евразхолдинг».

В целях недопущения  массового роста безработицы, при поддержке Губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева  с собственниками  ООО «Евразхолдинг» было подписано соглашение о поддержке высвобождаемых работников. В рамках этого  соглашения, если увольнение производиться по  соглашению сторон, то работник получает материальную помощь в размере пяти среднемесячных заработных плат.

Кроме того, за счет средств  областной администрации и ООО «Евразхолдинг»   был сформирован  специальный «Фонд создания новых рабочих мест». За счет средств этого фонда потерявший работу металлург, при наличии  бизнес-идеи,  может получить  от 150 до 200 тысяч рублей на создание своего дела.

С момента создания фонда 972 работника ООО «Евразхолдинг»  обратились с заявлением  на получение дополнительных средств  для создания собственного бизнеса и получили одобрение. В настоящее время 75% из них (729 человек) уже получили финансовую поддержку.

Мы надеемся, что полученные средства позволят  работникам металлургических предприятий не только  пережить негативные последствия от процедуры сокращения, но и найти для себя новое  приложение трудовых сил, освоить новые профессии, создать новые рабочие места в малом и среднем бизнесе.

В свою очередь администрация области, города и  Совет народных депутатов  готовы оказывать  предприятиям малого и среднего бизнеса  различные меры поддержки,  перечень которых ежегодно увеличивается.

 Так, в текущем  году, кроме реализации мероприятий муниципальной программы поддержки малого бизнеса, на которую из городского бюджета направлено 17 млн. руб.,  были приняты дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса, среди которых назову самые существенные:

-для оказания практической  помощи  предпринимателям по созданию, ведению и прекращению предпринимательской деятельности при администрации города был создан специальный отдел. Сотрудники  этого отдела в режиме «единого окна» помогают каждому обратившемуся разобраться в действующем законодательстве, избежать типичных ошибок, поверить в свои силы. За 6 месяцев работы отдела квалифицированную  помощь   получили 1063 человека.

В целях развития инфраструктуры  для  предпринимательской деятельности, создано муниципальное автономное учреждение «бизнес- инкубатор», которому выделено помещение школы № 75. После проведения ремонтных работ в этом здании будет создано и оснащено 150 помещений для размещения организаций малого бизнеса.

 Для размещения субъектов малого предпринимательства выделено  164 объекта муниципальной собственности;  предоставлено в аренду на льготных условиях 60 объектов недвижимости общей площадью  4 тыс. кв. метров;  по 13-ти арендованным помещениям предоставлено право преимущественного выкупа.

 Для снижения налоговой нагрузки субъектам малого предпринимательства в текущем году была представлена  30% льгота по уплате земельного налога.

   Несмотря на ожидаемые потери  доходов городского бюджета, в 2009 году  была оказана  помощь и  предприятиям реального сектора экономики в виде предоставления льгот по оплате земельного налога, а именно:

    -Юридические лица и индивидуальные предприниматели  получили 20% льготу в отношении земельных участков, занятых под объектами промышленной и производственной деятельности,  не превышающие 100 Га (1000000 кв.м.).

   -Градообразующие предприятия и предприятия, имеющих численность более  5 тысяч человек оплатили только 75 % от  установленной ставки земельного налога.

    Снижение налоговой нагрузки  для предприятий реального сектора экономики позволило использовать эти  средства  на  поддержание   действующих производств,  сохранение рабочих мест и создание новых.

  Считаю, что все предпринятые в течение 2009 года меры, направленные на сохранение  экономики города, в той или иной степени повлияли на  начавшиеся признаки её стабилизации   и  позволили пережить наиболее сложные месяцы 2009 года.

 Складывающаяся ситуация в реальном секторе экономики негативно повлияла на наполняемость бюджетов всех  уровней, в том числе и на бюджет города.

При формировании бюджета города на текущий год предполагалось, что заработная плата  на  предприятиях города будет увеличиваться,  и поступления налога на доходы физических лиц   существенно сократят дефицит городского бюджета.

Однако,  как было сказано ранее, роста заработной платы практически не  произошло, а предприятия города, работая в кризисных условиях, не  смогли  сохранить налоговый потенциал  даже прошлого года.

В результате,  общее исполнение доходной части городского бюджета по итогам года ожидается не более 91%- 93% от планового уровня.

Несмотря на трудности с формированием доходной части городского  бюджета,  в текущем режиме, хотя и в неполном объеме  осуществлялось содержание  бюджетных учреждений,  вовремя выплачивалась и выплачивается в настоящее время заработная плата, оплачиваются коммунальные платежи,  проводится реконструкция и строительство ряда городских объектов благоустройства.

В текущем году  мы продолжали реализацию приоритетных национальных и региональных проектов.

  Несмотря на негативные последствия  кризиса, сохраняется  положительная динамика численности населения городского округа, которая по состоянию на 1 октября 2009 года составила 563480  человек и увеличилась на 205 человек.

  Как показало время, для каждого из горожан  «квартирный вопрос» всегда  был и остается  одним из самых важных.

  На протяжении последних лет, с начала реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», нам удавалось ежегодно увеличивать объем ввода жилья в эксплуатацию и тем самым повышать уровень жизни горожан.

События текущего, кризисного года показали, что реализация  самого  крупного из национальных проектов, а именно проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»  наиболее уязвима  в условиях экономического кризиса, так как  включает в себя не только строительство жилья, но и способность населения  его приобретать.

 По  состоянию на 1 декабря  в городе сдано в  эксплуатацию  173но в  эксплуатацию  только 134 тыс.кв. метров  жилья, что составляет  81 %  от уровня того же периода прошлого,  2008 года.

Ожидаемое исполнение плана по вводу жилья в текущем году составит 85%. При  плане ввода жилья в 235 тыс. кв. м. по итогам года будет введено 200 тыс. кв. м. 

Несмотря на замедление темпов жилищного строительства, на реализацию проекта в 2009 году за счет всех источников финансирования было  направлено  3,8 млрд. рублей.

За счет указанных средств свои жилищные условия улучшили 1330 семей, что меньше прошлого года на 1655 семей (44%), в том числе:

-292 семьи, включая 50 молодых семей,  улучшили свои жилищные условия за счет  целевых займов и социальных выплат;

           -132 семьи  были переселены  из ветхого и аварийного жилья;

           - 20 жилых помещений получили дети-сироты;

           -21 молодая семья получили социальные выплаты по федеральной программе;

-519-ти  семьям, проживающим  на подработанных территориях, за счет средств федерального бюджета предоставлены социальные выплаты для улучшения жилищных условий. Этим правом уже воспользовалась 431 семья, которые приобрели  537 квартир и частных домов.  До конца 2009 года приобретут новое жилье  все семьи, включенные в списки на переселение с подработанных территорий (88 семей);

-175 семей  заключили  ипотечный договор на приобретение жилья через  «Агентство  по ипотечно-жилищному кредитованию»;

-223 семьи заключили ипотечные договора на приобретение жилья через банковские учреждения. В прошлом году таких семей было  более 2000.

-по 2 сертификатам приобретено  жилье гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям;

-реализованы 2 сертификата для переселения беженцев и вынужденных переселенцев;

-в преддверии 65-летней годовщины со дня Великой победы свои жилищные условия   улучшили 55 ветеранов Великой Отечественной Войны.

В 2009 году,  впервые, как возможность временного решения вопроса с жильем, началось формирование жилищного фонда коммерческого использования.

Для этого был введен в эксплуатацию жилой дом по улице Запорожской 73-А,  на 89 квартир. В настоящее время по договорам коммерческого найма в доме поселились молодые семьи. На тех же условиях  в конце октября заселены 119 квартир  дома №4 по улице Спартака.

Следующим важным для горожан национальным проектом является проект «Здоровье».

В текущем 2009 году на его реализацию было направлено 247 млн. рублей, из которых 35  млн. руб. или 14% профинансировано за счет средств городского бюджета.

Финансирование мероприятий  национального проекта позволило:

-обеспечить 100%  выполнение плана вакцинации населения против гриппа (103 тысячи человек);

- провести диспансеризацию  2 тысяч  детей-сирот;

 -провести диспансерные осмотры 16 тысяч работников предприятий и организаций города;

-провести свыше 35 тысяч углубленных осмотров горожан, работающих на вредных производствах;

-обследовать 8,5 тысяч  новорожденных на наличие врожденных заболеваний;

-предоставить возможность получения дорогостоящей высокотехнологичной медицинской помощи 900 жителям города;

- оплатить 8,7 тысяч родовых сертификатов, что позволило существенно укрепить службу родовспоможения;

-организовать обследование 84 тысяч человек в центре «Антиспид» на вирусные гепатиты «В» и «С», а также на «ВИЧ-инфекцию».

Несмотря на дефицит местного бюджета, как и в предыдущие годы, особое внимание уделялось вопросам льготного лекарственного обеспечения и обеспечения   бесплатным молоком детей 1-2 года жизни.

По сравнению с уровнем 2008 года объем выделенных средств из местного бюджета в пересчете на одного обратившегося льготника увеличился на 7%, а расходы на детей 1-2 года жизни по обеспечению   бесплатным молоком выросли на 42%.

         Кроме того, в текущем году постоянное внимание уделялось состоянию материально-технической базы учреждений здравоохранения.

         В марте  заработала на полную мощность новая поликлиника в Новоильинском районе.

          К  Дню города, в июле 2009 года,   на базе городской клинической   больницы   №29   был введён в эксплуатацию    магнитно-резонансный томограф, который значительно расширил перечень диагностической помощи, оказываемой населению.

           В октябре  город  получил  14 единиц санитарного транспорта.

В результате принимаемых мер в сфере здравоохранения, а также проведения целого комплекса социально направленных мероприятий и пропаганды здорового образа жизни по итогам года ожидается  позитивная динамика но важнейшим социально-демографическим показателям, среди которых:

- увеличение рождаемости с 11,9 до 12,5  на 1000 населения;

-снижение смертности в трудоспособном возрасте с 7,95 до 7,8 на 1000 населения;

-снижение естественной убыли населения с 2,9 до 2,82 на  1000 населения.

          Следующим приоритетным национальным проектом, успешно реализуемым в городе  на протяжении последних 4-х лет, следует назвать проект в области образования.

          На  его реализацию и  содержание образовательных учреждений в 2009 году направлено 4,6 млрд. рублей или третья часть  всего объема городского бюджета.

         В течение  2009 года   в образовательных учреждениях города продолжался   эксперимент по переходу на новую систему оплаты труда.

          Основные итоги эксперимента можно считать положительными, так как в учреждениях, участвующих в эксперименте, отмечен рост средней заработной платы учителей на 37%. Кроме этого, учреждения получили больше самостоятельности в учебном процессе,  часть учреждений получили  статус «автономных».     

          При дефицитном бюджете текущего года основной задачей являлось финансирование учреждений образования  по  самым необходимым,  приоритетным  в настоящее время направлениям.

         В первую очередь, это ежемесячные доплаты педагогическим работникам за классное руководство. В  течение года  их получали почти  2000 учителей.

         По-прежнему, первостепенное значение  для деятельности учреждений образования имеет  соответствие их требованиям  противопожарной безопасности и укрепление материально- технической базы. В 2009 году в 120 учреждениях образования системы  пожарной безопасности приведены в соответствие с  требованиями действующего законодательства и  22 учреждения приобрели новое оборудование.

         Следующее направление  деятельности - это обеспечение  в течение учебного года питания детей из малообеспеченных семей. В 2009 году в городских школах бесплатное питание получили 2800 детей (6% учащихся).

         Как и прежде, на постоянном контроле находился  вопрос организации летнего отдыха детей.     

         В 2009 году в загородных  и городских оздоровительных лагерях смогли отдохнуть  25,3 тысяч детей, из которых 11,6 тысяч  ребят (46%) смогли отдохнуть  за счет того, что стоимость их путевок  полностью или  частично была  оплачена из бюджетных средств и средств фонда социального страхования.

          Только из городского бюджета  на эти цели было направлено 34,0 млн. руб., за счет которых был организован отдых  для 4000  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и 896 детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

         На особом контроле в летний период находились вопросы организации и функционирования  летних городских лагерей  на базе школ. В  текущем году в таких  лагерях отдохнули 4705 детей.

        Впервые,  на базе санатория  «Танай», был организован отдых для  238 активистов детского движения из учреждений дополнительного образования.

        На протяжении  последних лет среди  горожан приобрела популярность акция «Собери ребенка в школу».  В ней  принимают участие не только крупные промышленные предприятия города, но  и предприятия малого бизнеса,  индивидуальные предприниматели, частные лица. За счет  полученных в период проведения акции средств 596 учащихся  получили к 1 сентября безвозмездную материальную помощь в размере 5000 рублей на одного учащегося. Кроме того,  свои первые дневники  бесплатно получили 5,5 тысяч первоклассников.

         Несколько слов об обеспечении   горожан местами в детских дошкольных учреждениях.

          По состоянию на начало года численность детей дошкольного возраста составила   почти  30 тысяч человек. В текущем году  родилось еще  7152  ребенка, что на 440  детей  больше чем в прошлом году.

          В условиях  постоянного роста рождаемости  мы пока  не смогли полностью обеспечить горожан местами в детских дошкольных учреждениях. В настоящее время очередность в детские сады  составляет   9623 ребенка.

          Для снижения социальной напряженности и сокращения очереди  на места в детские дошкольные учреждения,  в текущем году  завершена реконструкция  детского сада № 252 в Новоильинском районе на 220 мест и продолжаются  работы по  реконструкции ещё  6 детских садов.

          Как и в прошлом году, в городе существует возможность создавать детские семейные группы, если один из родителей является безработным, а ребенок стоит в очереди на место в детский сад.

           Всего  в текущем году создано 82 такие группы для  217 детей, включая 2 группы, созданные для трудоустройства сотрудников, уволенных с предприятий ООО «Евразхолдинг».

          Кроме того, в этом году,  по инициативе Губернатора, получили возможность создать семейную группу семьи, имеющих 1 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет. На данный момент таких групп создано 27. В них воспитываются 42 ребенка дошкольного возраста.

         Несколько слов о реализации  мероприятий регионального проекта «Культура», который в нашей области стал «региональным проектом» одним из первых  в Российской Федерации.

  На реализацию этого проекта в текущем году направлено 444 млн. руб., что на 20 % выше уровня 2008 года.

         В течение года для учреждений культуры закуплено 15 единиц музыкальных инструментов,  на 15 тысяч единиц увеличен городской библиотечный фонд.

 Продолжаются работы по реконструкции Драмтеатра, а в конце года закончится монтаж  современного оборудования для «Планетария».

        В городе функционирует вся сеть  культурных учреждений.  В течение года проведено более 11 тысяч мероприятий, что на 6% выше аналогичного периода прошлого года. Посещаемость музеев по сравнению с 2008 годом выросла на 7%, на 4% увеличилось  число читателей  библиотек

        В действующих  818-ти    клубных формированиях занимаются  14,6 тысяч человек. 28 коллективов удостоены звания «народный» и «образцовый».Это театр танца «Ритм и мы», театр песни «Капель», ансамбль балета «Дивертисмент», Новокузнецкий муниципальный хор, Новокузнецкий джаз и многие другие коллективы города.

  Кризис не помешал нам  выполнять все  обязательства в сфере социальной поддержки  населения.

      Весь перечень  пособий, предусмотренных  законодательными актами, а также помощь в натуральном виде, предоставляется   населению  в полном объеме.

      Выплата различных льгот и субсидий, предоставление льготных досрочных жилищных займов, социальные пособия и компенсации, летний отдых и оздоровление детей - вот далеко не полный перечень той поддержки, которую  ежегодно получают около 107 тысяч горожан.

     В текущем году, кроме федеральных и региональных мер социальной поддержки населения, помощь населению оказывалась и за счет средств городского бюджета.

    На эти цели было выделено  39 млн. рублей, за счет которых:

  - 627 одиноко проживающих пенсионера получили льготу по оплате услуг связи;

  - ежемесячную денежную выплату получили 16 Почетных граждан города;

 - 264 человека,  находившихся в сложной жизненной ситуации,  получили  денежную помощь;

    - 602  человека  были обеспечены углем на зиму;

    -в 86 квартирах  участников Великой Отечественной Войны установлены 286 пластиковых окон;

    - 2215 детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации получили материальную помощь  для приобретения обуви.  

      В целях создания подсобного хозяйства, как одной из мер дополнительной социальной поддержки, 154 многодетные семьи  новокузнечан получили материальная помощь в  натуральном виде  -   кроликами. Еще  24  многодетным семьям,  для обеспечения детей молочными продуктами, была оказана государственная поддержка на приобретение коров и кормов для них.  

В  текущем году  должное внимание уделялось   и  развитию объектов городского благоустройства.

На  текущее содержание, реконструкцию и строительство объектов коммунального назначения  и благоустройства из городского бюджета направлено  1,5 млрд. руб.

На эти средства:

-проводилась ежедневная уборка городских улиц и проспектов,

-проведена реконструкция линий освещения по ул. Тольятти (от ул. Дружбы до ул. Транспортной) в Центральном районе, по проезду Гидротехническому в Орджоникидзевском районе, по переулку Бульварный и улице Грибоедова в Кузнецком районе;

-окончены подготовительные работы по установке высокомачтовой опоры освещения  по ул. 40 лет ВЛКСМ в Заводском районе;

-прошедшей весной на клумбы города были высажены  1 млн. 400 тысяч  саженцев  живых цветов;

-велось строительство автодороги от остановки «Садовая» до полигона  твердо-бытовых отходов, протяженностью 7 км,

- построен и введен в эксплуатацию цех  механического обезвоживания осадков на очистных сооружениях,

-  к городским сетям водоснабжения подключен поселок Телеуты  ;

-продолжались работы по реконструкции проспекта Строителей и  Южного выезда из города.

Важную роль в сохранении стабильности жизнеобеспечения города имеют вопросы, так или иначе связанные с проведением реформы жилищно-коммунального хозяйства.  

В настоящее время в городе практически завершена работа по выбору жителями 3,5 тысяч многоквартирных домов того или иного способа управления.  

С момента начала реформы в городе созданы  и работают  44 управляющие компании, 141 товарищество собственников жилья, 45 жилищно-строительных кооперативов.

Практически все горожане интересуются расходами на содержание своего  многоквартирного дома, активнее  участвуют в собраниях жильцов, выбирают  и устанавливают  в местах общего пользования более экономичные системы энергоснабжения, массово устанавливают счетчики холодного и горячего водоснабжения.

К сожалению, в настоящее время в действующем законодательстве в сфере жилищно- коммунального хозяйства ещё много  неясностей, противоречий, непопулярных среди населения  правил расчетов, а горожане ещё не до конца осознали  свою степень ответственности за состояние жилья, в отношении которого они являются собственниками.

С развитием  способов управления  жилищным фондом в сферу  жилищно-коммунального хозяйства пришло большое количество людей,  не имеющих достаточного опыта и знаний в этой области. Очень часто, их некомпетентность  и неопытность  не позволяют грамотно и быстро решать вопросы,  возникающие в процессе эксплуатации жилья.

В свою очередь, это  неумение своевременно,  грамотно и открыто для жителей решать вопросы по содержанию жилья приводит к многочисленным жалобам и дает повод  определенному числу жителей  не оплачивать  жилищно-коммунальные услуги полностью или частично.

Поэтому, одной из   задач администрации  города  в  настоящее время является разъяснение  населению норм  действующего законодательства, а также создание условий для работы подрядных  и ресурсоснабжающих организаций  в рамках  закона.

Для этого, несколько дней назад, в администрации  города  совместно с Новокузнецким городским Советом народных депутатов создана специальная комиссия.

Главной задачей  работы  созданной комиссии  является изучение  обстановки в жилищно-коммунальном хозяйстве города и  анализ выполнения жилищного законодательства управляющими компаниями, товариществами собственников жилья и иными объединениями собственников.  Кроме того, принято решение создать Общественный  Совет по контролю  за работой   организаций города в сфере жилищно- коммунального хозяйства.

  Результатом работы комиссии  и Общественного Совета  должно стать:

  -во-первых, повышение грамотности населения в части  действующего законодательства;

 -во-вторых, привлечение горожан, как собственников жилья,  к  постоянному контролю за использованием средств, поступающих в виде платежей  за жилищно-коммунальные услуги на лицевые  счета  каждого дома,

  -в-третьих, обеспечение прозрачности в деятельности управляющих и обслуживающих организаций.

 Только совместными усилиями собственников жилья и городской власти можно добиться  улучшения в этой сфере, навести порядок в каждом доме и дворе, повысить комфортность проживания.

Со стороны администрации города и Совета народных депутатов в текущем году уже принят ряд решений в этом направлении.

Платежи населения за жилищно- коммунальные услуги возросли не с 1 января, а с 8 мая  и вместо 20% только на 10%. 

Второй год подряд по федеральной программе, основным условием которой является софинансирование расходов, проводиться капитальный ремонт многоквартирных домов.

В текущем году общий объем расходов на ремонт жилищного фонда по этой программе  составляет 529,7 млн. рублей, из которых:

-85,4% или 452,9 млн. рублей  город получил из «Фонда содействия реформированию ЖКХ»,

- 9,5% или 50,3 млн. рублей выделили областной (20 млн. руб.) и городской бюджеты (30,3 млн. руб.);

- 5,1% или 36,5 млн. руб. вложили сами жители  многоквартирных домов.

Мы нашли возможность и дополнительно профинансировали  ремонтные работы в жилищном фонде  на сумму  34  млн. рублей за счет средств городского бюджета.

Конечно, несмотря на достаточно большой объем  средств, выделяемых из федерального бюджета, решить вопросы по  капитальному ремонту всего  жилья в этом году невозможно, так как из  3,5 тысяч многоквартирных домов  900 домов  или  26 % нуждаются  в капитальном ремонте.

В результате, за  счет всех  источников финансирования  выполнены следующие работы капитального характера на жилищном фонде:

-отремонтированы фасады 24 домов;

-в порядок  приведено  90 кровель;

-модернизировано 208  лифтов;

-проведен ремонт инженерных систем в 116 домах;

-отремонтированы 7 подвалов.

В текущем году продолжались работы по благоустройству дворов. На выделенные из городского бюджета средства  в объеме 25  млн. руб. в течение года было  реконструировано 11 дворов.

Несколько слов об энергосбережении и энергоэффективности, которые в  настоящее время приобретают все более актуальное звучание.

С начала 2009 года  мы начали реализацию городской программы энергосбережения, приоритетным направлением которой  на данном этапе является установка  приборов учета тепловой энергии и горячей воды  в учреждениях социальной сферы.

    Программа   рассчитана  на  4 года (с 2009 по 2012 г.г.) и  действует  по  принципу софинансирования. Часть   расходов  на установку приборов учета  оплачивает областной бюджет, а часть - бюджет города. В 2009 году объем программы определен в 42 млн. руб., из которых 35 млн. руб. или 83% оплачивает областной бюджет и 7 млн. руб. или 17%  подлежит оплате за счет городского бюджета.

   С начала действия программы  в учреждениях образования, здравоохранения,  культуры  и спорта  установлено 258 приборов учета горячей воды и тепловой энергии. Еще 384  прибора будут установлены до конца 2009 года.

   Кроме этого, активно продолжается установка приборов учета в жилищном  фонде. В течение 2009 года  управляющими компаниями и товариществами собственников жилья установлено  120  приборов учета тепловой энергии  и 352 общедомовых  прибора  учета  холодной  и горячей воды.

Таковы краткие итоги социально-экономического развития нашего города в уходящем году.

Теперь о том, что   мы ожидаем в 2010-2012гг., и, как планируем, использовать возможности городского бюджета для повышения  уровня жизни горожан.

 Несмотря на наметившуюся стабилизацию, положение предприятий города  в настоящее время ещё далеко  до возврата к докризисному уровню производства.

 Очевидно,  что в этих условиях бюджет  ближайшего, 2010 года,  по напряженности не уступит бюджету 2009 года.

  Тем не менее, учитывая  влияние  объективных  трудностей  на состояние экономики  города, мы ставим перед собой следующие основные задачи:

  - это принятие мер по   сохранению  уровня жизни новокузнечан, 

  -безусловное  выполнение принятых обязательств города,

  -сохранение  социальной ориентированности  городского бюджета  при обеспечении внутренней оптимизации   расходных  статей.

   Несколько слов об основных параметрах бюджета на 2010 год и перспективах развития города  до 2012 года.

   Доходная часть  городского бюджета   в части собственных доходов  в 2010 году  составит 6,3 млрд. рублей (без учета поступлений от оказания платных услуг),  что на 617 млн. рублей меньше, чем  ожидаемая  оценка 2009 года.

   Основным источником формирования доходной части бюджета на рассматриваемый период является налог на доходы физических лиц. Поступление данного налога ожидается в размере 2,2 млрд. рублей или 35% всех доходов бюджета.

    Вторым  по объему поступлений в  городской  бюджет по-прежнему остается   земельный налог. По удельному весу объем поступлений этого налога в 2010 году  достигнет   20% от  всех доходов бюджета, что составляет  1,1  млрд. рублей.

    В 2010 году планируется сохранить условия оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений на уровне текущего года, без повышения.

    Вместе с этим, расходы бюджета на текущее финансирование  муниципальных учреждений, содержание  транспорта и объектов благоустройства    предлагается сократить по сравнению с уровнем 2009 года на 15%, а объем капитальных вложений - в 2 раза.

   В  сложившихся  условиях  формирования бюджета   города на 2010 год  перед  нами  стоит  основная  задача - сохранить достигнутые результаты деятельности  и найти действенные пути повышения эффективности бюджетных расходов.

   В сфере образования в 2010 году будет продолжена работа по переходу на нормативное финансирование учреждений дополнительного образования, а также перевода образовательных учреждений в статус автономных.

          В 2010 году планируем расширить сеть общеобразовательных учреждений за счет  открытия  4-х школ.     Речь идет о 2-х школах, которые будут открыты после реконструкции - это  школы № 99 в Орджоникидзевском районе  и школа № 100  в  Кузнецком районе, и о 2-х  новых школах, которые планируется ввести в строй к  началу нового учебного года - это школы № 45 в квартале «А» Орджоникидзевского района и №136 в квартале 14-14А   Новоильинского района. 

           Кроме того, к 2012 году необходимо завершить строительство школы в Центральном районе на 825 мест.

  Одной из задач  2010-2012 гг.  является  максимальное снижение  очередности в детских садах города Новокузнецка. 

  Для этого в 2010 году  планируем завершить  начатую в этом году реконструкцию 7-ми  детских садов, включая  детский сад № 279 в поселке Листвяги.

  С этой же целью будет продолжено строительство детского сада в квартале 45-46 Центрального района и  начато строительство еще одного детского сада в Новоильинском районе.  Их ввод в эксплуатацию намечен в 2012 году.

   Для открытия дополнительных групп в детских садах в  течение трех  лет   будут проводиться работы  по реконструкции действующих детских садов, а также зданий детских садов № 71, 64, возвращенных в систему образования.

   Кроме того, продолжится работа по созданию семейных групп при детских садах и планируется сохранить все льготы по оплате за содержание детей в образовательных учреждениях для отдельных категорий граждан.

          В сфере здравоохранения в течение ближайших трех лет  будет продолжена реализация необходимых мероприятий по повышению качества медицинских услуг, особенно в части профилактики заболеваний и совершенствования их ранней диагностики.

     Ежегодно, за счет средств городского бюджета, кроме текущих затрат планируется  предусматривать   расходы:

   -на льготное лекарственное обеспечение,

   -на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи,

   -на обеспечение бесплатными молочными смесями детей 1-2 года жизни.

   Планируется дальнейшее развитие материально-технической базы медицинских учреждений, в том числе обновление парка рентгеновской и эндоскопической техники, а также  реконструкция инфекционной больницы №8.

   В результате принятия мер по сохранению стабильности в социально-экономической ситуации  города, а также выполнения комплекса мероприятий по содержанию учреждений здравоохранения, их дополнительного оснащения современным медицинским оборудованием, мы ожидаем к концу 2012 года увеличение продолжительности  жизни  горожан до 67 лет.

В сфере поддержки физической культуры и спорта в 2010 году в городе будет завершено строительство  Школы  тенниса в Центральном районе и начато строительство бассейна в Новоильинском районе.

Как и прежде, мы будем делать все возможное, чтобы жизненный уровень социально незащищенного населения не снижался.

  Администрация города продолжит работу по оказанию реальной материальной поддержки ветеранам, малоимущему населению и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

   Кроме того, 2010 год - это год 65-летия Победы в Великой Отечественной Войне. Для ветеранов будут  приняты дополнительные меры материальной поддержки,  продолжена акция по замене оконных блоков и установке квартирных приборов учета, а также мы обязаны всех нуждающихся ветеранов Великой Отечественной Войны   обеспечить жильем.

    В части  обеспечения населения жильем планируется  максимально- возможное участие  города в реализации федеральных  программ.

    В 2010 году необходимо завершить программу переселения граждан  с подработанных территорий.  На эти цели  из  федерального бюджета планируется получить  534 млн. рублей для  переселения остающихся 396 семей.

   Сегодня  в городе насчитывается 445 ветхих домов, в которых проживают 4 тысячи семей. По федеральной программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья»  планируется снести 53 дома и переселить из них  520 семей.

   В рамках федеральной программы «Обеспечение жильем молодых семей» планируется предоставить  социальные выплаты на приобретение жилья 109 молодой семье.

  Кроме расходов на  функционирование  учреждений социальной сферы  и исполнения социальных обязательств, в рамках городской  адресной инвестиционной программы предусмотрено  финансирование объектов благоустройства.

   В   2010 году планируется:

        -продолжить реконструкцию пр. Строителей и Южного  выезда из города  в Куйбышевском районе,

        -закончить работы по 2-ой  очереди канализации;

        -продолжить строительство подъездных автодорог к полигону ТБО;

-завершить работы по  реконструкции здания, предназначенного для размещения бизнес-инкубатора;

-выполнить большой объем работ по капитальному ремонту  городских дорог и  линий освещения;

-продолжить работы по реконструкции дворовых территорий;

-осуществить реконструкцию и строительство энергетических объектов, направленных на поддержание надежности теплоснабжения и снижения затрат на производство тепловой энергии.

  Мы рассчитываем, что к 2012 году нам удастся завершить  реконструкцию проспекта Строителей и   строительство  Южной магистрали в Куйбышевском районе, а также   начать  строительство моста через реку Кондома в Абагуре-Лесном и застройку  микрорайонов 5,6, 7, 24 в Новоильинском районе.

   Кратко остановлюсь на основных характеристиках бюджета города на среднесрочную перспективу.

   За 3 года (2010-2012 г.г) поступления налогов и сборов в городской бюджет составят 41,5 млрд.рублей (по местным полномочиям), расходы - 43,1 млрд. рублей, при бюджетном дефиците в размере 1,6 млрд.рублей.

   Основным источником формирования доходной части бюджета на рассматриваемый период является налог на доходы физических лиц. Поступление данного налога ожидается в размере 2,2 млрд. рублей ежегодно. По удельному весу объем поступлений данного налога составляет ежегодно около 35% всех доходов бюджета.

    Вторым по объему поступлений в городской бюджет является земельный налог. По удельному весу объем поступлений этого налога составляет около 20% от всех доходов бюджета, и в 2010-2012 г.г. поступления этого налога в городской бюджет составят ежегодно от 1,1 до 1,3 млрд. рублей.

   Расходная часть городского бюджета составлена с учетом выполнения мероприятий, о которых было сказано ранее, и носит социально-ориентированный характер, так как более 30% всех расходов составляет фонд заработной платы работников бюджетной сферы.

  Подробная информация по методике составления бюджета на предстоящие 3 года  была представлена депутатам в материалах к проекту бюджета города.

 Я назову только основные параметры, которые мы должны обсудить и принять сегодня.

Характеристики бюджета города на 2010 год:

- доходы 13 млрд. 488 млн. 953 тыс. рублей;

- расходы 13 млрд. 932 млн. 657 тыс. рублей;

- бюджетный дефицит 443 млн. 704 тыс. рублей, или 8 % от объема доходов бюджета города, без учета  финансовой помощи из бюджета Кемеровской области;

Характеристики бюджета города на 2011 год:

- доходы 13 млрд. 852 млн. 918 тыс. рублей;

- расходы 14 млрд. 429 млн. 546 тыс. рублей;

- бюджетный дефицит 576 млн. 628 тыс. рублей, или 10% от объема доходов бюджета города, без учета финансовой помощи из бюджета Кемеровской области.

Характеристики бюджета города на 2012 год:

- доходы 14 млрд. 168 млн. 205 тыс. рублей;

- расходы 14 млрд. 769 млн. 910 тыс. рублей;

- бюджетный дефицит 601 млн. 705 тыс. рублей или 10% от объема доходов бюджета города, без учета финансовой помощи из бюджета Кемеровской области.

  В заключение прошу Вас, уважаемые депутаты, принять городской бюджет на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов в первом чтении с обозначенными выше параметрами.